Тканьё на дощечках

Еще один способ тканья без ткацкого станка, но с образованием ткацкого зева - "тканьё на дощечках".

Тканьё на дощечкахС этим способом меня познакомила моя бабушка Устинья Илларионовна, большая труженица и мастерица. Было мне тогда всего лет 7-8 и, честно признаюсь, не освоила я его, сложным он мне показался.

Используются квадратные дощечки с отверстиями по одному в каждом углу. Сколько может быть дощечек не знаю, на рисунке показано три, у бабушки их было больше.

В каждую дырочку пропускается одна нить основы. Ткацкий зев равен расстоянию между двумя отверстиями, туда и прокладывается уточная нить. Для смены верхних и нижних нитей дощечка поворачивается на 90 градусов. Дощечки могут поворачиваться в какую угодно сторону и в каком угодно порядке, все зависит от выбранного узора для тканья.

Бабушка задумала научить меня ткать пояс, да не простой, а именной, т. е. на поясе должен был появиться узор из букв другого цвета. Пока шло начало пояса полотняным переплетением, все было просто, поворачиваешь все дощечки вместе и подкладываешь уток. Но когда дело дошло до букв, я своим детским умом не смогла уловить, по какому принципу поворачиваются дощечки.

Пояс бабушка мне выткала сама, а я только наблюдала за этим удивительным процессом. На моих глазах одна за другой на черном поле появлялись зеленые буквы "СЕЙ ПОЯС ПРИНАДЛЕЖИТ НОСИТЬ МОТЫРЕВОЙ ЛАРИСЕ СЕМЕНОВНЕ". Представляете, простые дощечки с дырочками и вдруг такой сложный узор! Это значит, что сложность узоров при тканье на дощечках ограничивается только фантазией и умением мастерицы!

Много позже, когда я уже закончила институт и работала на фабрике, мне довелось еще раз наблюдать процесс тканья на дощечках. Это было на фестивале фино-угорских народов в г. Сыктывкаре - мастерица из Эстонии демонстрировала тканьё пояса. Моему восторгу и удивлению не было предела, я смотрела как завороженная, ведь это была весточка из моего детства.

А совсем недавно я встретила описание этого способа в книге М. Семеновой "Мы - славяне", рисунок, как раз, отсканирован из этой книги. В ней же я прочитала, что именно таким способом изготавливались шелковые ленты со словами молитв в христианских монастырях. Эти ленты использовали для перевязывания драгоценных рукописей.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

8 комментариев:

Flora комментирует...

Очень интересно,правда-правда!

Лариса Клепачева комментирует...

Я рада, что вам понравилось

Orava_Anna комментирует...

Именно такое сооружение я видела на средневековом рынке в Германии!! Дощечек (скорее обычных картонок) было как минимум 20, в некоторых было только 3, в других 4 дырочки. нитки проходили не через все дырочки. Как мне сказали, этой технике несколько тысяч лет! Для меня эта техника выглядит как готовая компьютерная программа (по образованию я программист)! Очень интересно!
Спасибо Вам большое за интересную информацию!!!!!

Orava_Anna комментирует...

и еще о дощечках: на выставке дощечки поворачивали не только на 90 градусов, но и на 45, 135, 180 градусов в любую сторону. как вместе так и по отдельности. получался волшебный запрограммированный рисунок!

Лариса Клепачева комментирует...

Спасибо вам за ценные дополнения к статье и новый взгляд на мастерство ткачих, как настоящих программистов

Лариса Клепачева комментирует...

Вот нашла сайт, где подробно описан процесс тканья на дощечках http://old-chest.narod.ru/tkach.htm. Если интересно, посмотрите

Orava_Anna комментирует...

посмотрела на указанной Вами ссылке, спасибо! очень интересно! Я ткачеством серьезно никогда не занималась, последний раз в детском садике коврик соткала, еще ребенком. Но меня так метод ткания на дощечках заворожил, что очень теперь попробовать хочу! да и ребенку интересно было бы!

Лариса Клепачева комментирует...

Если будете осваивать, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями и опытом. Удачи!

Отправить комментарий